Новости храм василия блаженного внутри

«Здесь нужно включать фантазию» Директор музея «Покровский собор» Татьяна Сарачева — о храме Василия Блаженного в его прошлом и настоящем. Храм Василия Блаженного люди, у которых есть проблемы со зрением, могут теперь "увидеть наощупь". Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно. Храм Василия Блаженного, который был временно закрыт на фоне режима КТО в Москве, вновь доступен для посещения.

Храм Василия Блаженного — история и загадки

Уникальность собора в неповторимой внешности: десять куполов (ни одного одинакового), восемь храмов, асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, узорчатая декоративная обработка куполов, орнаментальная роспись снаружи и внутри. Собор Василия Блаженного. Собор Василия Блаженного по праву можно назвать одним из самых узнаваемых и главных символов Москвы. Храм Василия Блаженного в Москве открыли для посещений после закрытия на время режима КТО.

Побывала внутри храма Василия Блаженного! | Тайны и легенды собора в самом центре Москвы

Также вы получите информацию о цене билета и часах работы Собора Василия Блаженного. История создания Храма и его название Через 2 года собор отметит полувековой юбилей. Как же началась его история? Построен он был по приказу Ивана Грозного, пообещавшего возвести храм в случае успешного взятия им Казани. Это важное историческое событие случилось 1 октября 1552 года, в Покров день по православному календарю. Поэтому Собор получил название, которое является официальным и сегодня - собор Покрова Пресвятой Богородицы, «что на Рву». Еще его именовали Троицким собором - так называлась деревянная церквушка, рядом с которой он был построен. В 1588 году к нему была пристроена церковь, посвященная святому Василию. Первое время она была единственным отапливаемым помещением, в котором совершались богослужения в любое время года и суток.

Именно поэтому название отдельного придела перешло на весь храм. Строительство собора шло почти 6 лет - с 1555 по 1561 годы. Точное время и даже год его завершения стали известны только в середине XX века, когда под слоями краски во время реставрационных работ обнаружили выгравированную дату освещения Храма - 12 июля 1561 года. Как выглядит собор Собор состоит из 8-ми церквей, которые группируются вокруг центрального храма Пресвятой Богородицы. Четыре из них посвящены христианским праздникам, на которые пришлись основные бои за Казань. А как же остальные? Храм Василия Блаженного возведен в честь юродивого, чьи мощи там находятся. Церковь Святой Троицы построена на месте старой деревянной Троицкой церкви.

Варлаам Хутынский, которому также посвящен один из приделов, считался покровителем царской династии. Церковь Николая Чудотворца построена в честь этого святого, а храм Входа Господня в Иерусалим посвящен соответствующему христианскому празднику. Высота собора составляет 55 метров, а в своей пиковой точке достигает и 65 м. Все части храма построены из кирпича, который был инновационным для того времени материалом. Купола церквей имеют форму луковицы, хотя считается, что первоначально они были шлемовидными. Больше всего удивляет и поражает их яркая и необычная расцветка.

Четыре из них посвящены христианским праздникам, на которые пришлись основные бои за Казань. А как же остальные? Храм Василия Блаженного возведен в честь юродивого, чьи мощи там находятся. Церковь Святой Троицы построена на месте старой деревянной Троицкой церкви. Варлаам Хутынский, которому также посвящен один из приделов, считался покровителем царской династии. Церковь Николая Чудотворца построена в честь этого святого, а храм Входа Господня в Иерусалим посвящен соответствующему христианскому празднику. Высота собора составляет 55 метров, а в своей пиковой точке достигает и 65 м. Все части храма построены из кирпича, который был инновационным для того времени материалом. Купола церквей имеют форму луковицы, хотя считается, что первоначально они были шлемовидными. Больше всего удивляет и поражает их яркая и необычная расцветка. Точного объяснения ей до сих пор нет, но, по легенде, именно так выглядел Небесный Иерусалим, который приснился Андрею Юродивому. Если посмотреть на храм сверху, то можно увидеть, что его купола образуют восьмиконечную звезду - в православии она символизирует богородицу. У входа в собор стоит памятник Минину и Пожарскому - организаторам восстания против польских захватчиков. Внутри храм не такой просторный, каким кажется снаружи. Посмотреть здание изнутри можно в часы посещения собора Василия Блаженного. Родился он в 1460-х годах в селе Елохово, которое в ту пору находилось на территории российской столицы. По настоянию своего отца пошел учиться сапожному делу, именно в этот период открыл в себе дар провидца - способность видеть грядущие события как в жизни отдельного человека, так и в масштабах города и даже страны. Когда Василию Блаженному исполнилось 16 лет, он окончательно понял свое призвание и порвал с мирской жизнью. Молодой человек стал ходить по московским улицам, босой и практически нагой, неустанно молился и всем, чем мог, помогал страждущим и беднякам. Слухи о чудаковатом юродивом дошли и до Ивана Грозного. Однажды царь подал ему милостыню, которую тот потом отдал разорившемуся купцу. Умер Василий в 1552 году в возрасте 88 лет. Говорят, что сам Иван Грозный нес гроб с телом юродивого до места захоронения - кладбища у основания будущего Покровского Собора.

Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда — круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного. Царская сокровищница и аналой на Лобном месте В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание — перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировался он через специальные узкие отверстия — продухи. Изначально помещение использовали как склад — там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Позже узкий вход в подклет заложили — его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов.

Внутри Покровского собора тактильная копия здания — частично разборная, это позволяет ознакомиться с интерьерами и устройством памятника русской архитектуры. Модель оснащена аудиосистемой, которая приводит историческую справку и помогает представить сложную архитектурную композицию храма при тактильном осмотре. Рядом с моделью представлены примеры подлинных строительных материалов, которые использовались при строительстве Покровского собора.

Что мы знаем и чего не знаем о соборе Василия Блаженного

К этому времени собор уже претерпел существенные перестройки: были пристроены два больших крыльца — с северной и южной стороны. Также была перекрыта сводами внешняя галерея. Во время войны 1812 года, когда Наполеон занял Москву, собор Покрова Богородицы настолько понравился императору, что он решил перенести его в Париж. Технологии того времени не позволяли это осуществить. Тогда французы сначала устроили в храме конюшни, а позже просто заложили в основание собора взрывчатку и зажгли фитиль. Собравшиеся москвичи молились о спасении храма, и произошло чудо — начался проливной дождь, который потушил фитиль. Храм чудом уцелел во время Октябрьского переворота — на его стенах долго оставались следы от попадания снарядов. В 1931 году к собору был перенесен бронзовый памятник Минину и Пожарскому — власти освобождали площадь от лишних строений для проведения парадов. Лазарь Каганович, который так преуспел в разрушении Казанского собора Кремля, Храма Христа Спасителя и ряда других храмов Москвы, предложил полностью снести и Покровский собор, чтобы дополнительно расчистить место для демонстраций и военных парадов. Легенда гласит, что Каганович приказал изготовить подробный макет Красной площади со снимающимся храмом и принес его Сталину. Пытаясь доказать вождю, что собор мешает машинам и проведению демонстраций он неожиданно для Сталина сорвал макет храма с площади.

Удивленный Сталин якобы в тот момент произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место!

Приделы увенчаны луковичными главками-куполами с крестами. На луковках — изразцы, яркое и праздничное украшение с неповторимым рисунком. Купола собора похожи друг на друга, но при этом выполнены по-разному: воплощена идея частичных отличий при общем подобии. Трехшатровая открытая звонница с массивным колоколом дополняла ансамбль собора, роспись стен которого имитировала кирпичную кладку. В 1588 году к собору пристроили десятую церковь над могилой московского чудотворца Василия Блаженного. Церковь — самостоятельный храм с отдельным входом, где проходили богослужения: остальные храмы не отапливались. Со временем собор изменился: к нему пристроили одиннадцатую церковь, появилась ризница — хранилище церковных ценностей и святынь. Храм украсили сводчатыми шатровыми крыльцами с орнаментальной росписью, напоминающей цветочные ковры. Снаружи роспись — имитация кладки из валунов — «дикий камень».

Каждая церковь получила посвящение в честь церковного праздника и дней, в которые проходили решающие бои за Казань. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, потому что 14 октября, в день праздника Покрова, начался штурм Казани. По наименованию главной церкви собор получил название. Перед храмом — памятник Минину и Пожарскому. Интерьер храма Внутреннее пространство храма — бесконечная вереница сводчатых помещений, украшенных экспозициями из истории строительства собора. Всюду чувствуется древность. Архитектурное украшение — ступенчатые подоконники узких высоких окон, которые отражают и рассеивают свет, попадающий на каждую ступеньку, поэтому в храме светло и уютно. Под окнами — маленькие круглые отверстия голосники , которые не усиливают звук, а очищают от лишних голосовых колебаний. Звук становится сочным и ярким, песнопения, проповеди и молитвы слышны отчетливо.

Сначала она была отдельной церковью, а впоследствии её соединили с интерьерами Покровского собора, сделав его неотъемлемой частью.

Богослужения в этой церкви проходили ежедневно, культ святого Василия Блаженного становился всё более популярным. Это происходило ещё и потому, что храм Василия Блаженного один, а Покровских храмов и церквей в Москве было несколько. Так что таким образом его проще было идентифицировать. Возможно, историкам известно о его особых заслугах, например перед народом, о юродстве или о чудесах, которые он совершал? Юродство — один из самых трудных подвигов в христианстве, суть которого состоит в служении Богу. Как правило, юродивые вели праведную жизнь, полную лишений, подавая пример окружающим. Мы знаем, что Василия Блаженного называют ещё нагоходцем, потому что он и в зной, и в стужу едва прикрывал своё тело лохмотьями. Тем самым Василий давал понять, что ему чуждо всё земное, что он служит Богу. Юродивые, кстати, были единственными, кто смело мог общаться с власть держащими. Из жития Василия Блаженного мы знаем, что он неоднократно общался с Иоанном Грозным.

Именно через юродивых народ мог что-то донести до царя. Они были проводниками народных мыслей и чаяний. Также мы знаем о нескольких чудесах, которые Василий Блаженный совершил как при жизни, так и после смерти. После того как стали проявляться посмертные чудеса, его канонизировали. Но сегодня историки архитектуры склоняются к тому, что архитектором храма был итальянский мастер, выходец из архитектурной школы эпохи Ренессанса. Вся архитектурная композиция и детали отсылают нас именно к европейской архитектурной школе, а не к русской. Вполне возможно, что те же итальянцы получили на Руси прозвища Постник и Барма. Так, под Постником можно понимать человека, который много постится, а под Бармой — который много бормочет, в том числе на иностранном языке. В целом такая ситуация достаточно характерна для той эпохи — когда превозносят не мастера, а его творение. В XVII столетии в записках иностранцев говорилось, что этот чудный собор построил один архитектор.

Так что даже тогда не было известно, кто построил Покровский собор.

С 1920-х по 2000-е собор претерпел несколько глобальных реставраций, в результате которых удалось восстановить старинные росписи и иконостасы, заменить обветшавшие главы и даже открыть замурованные коридоры в подклете. Сейчас в музейную экспозицию входит коллекция древнерусских икон, предметы церковной утвари, а также отреставрированные интерьеры. Его выделяет необычное устройство — это целых 11 церквей на общем фундаменте подклете с мощными стенами толщиной до трёх метров.

Помещения общего «цокольного» этажа оборудованы продухами — узкими отверстиями в стенах, обеспечивающими вентиляцию. А ещё в соборе очень хорошая акустика. Усиливают звук голосники — глиняные сосуды, вмонтированные во внутренние стены церквей. Всего в храме исследователи насчитали чуть более 80 таких конструкций.

Но главная особенность храма — это его великолепное убранство. Покровский собор эффектно оформлен с каждой стороны. Он богато украшен кокошниками, фресками, фасадными иконами, нарядными шатрами и главами. Даже кирпичи, из которых построен храм, разных размеров и форм.

Например, на фасадах можно увидеть орнаменты, сложенные из закруглённых кирпичей. В оформлении храма также использован изразцовый декор. Фасады центральной церкви украшены цветами и звёздами, сложенными из разноцветных плиток, а также металлическими золочёными кольцами и спиралями, похожими на конфетти. Если приглядеться, то в отделке некоторых церквей можно заметить одинаковые идеально ровные круглые отверстия.

Это фасадные сосуды, замурованные в стены для красоты. Купола собора Считаются главным украшением храма. Его разноцветные фигурные главы — изюминка собора и самая узнаваемая его деталь. Правда, сначала они выглядели значительно скромнее.

В середине XVI века, после завершения строительства, купола были гладкими и золотыми. Однако они не раз страдали в огне пожаров, которые часто бушевали в Москве в это время. Купола ремонтировали и красили в разные цвета, например, в зелёный и белый. А свою необычную форму главы приобрели к концу XVI века: их увеличили в размерах и сделали рельефными.

Причём каждая имеет свой оригинальный декор с объёмными шипчиками, ромбами, «чешуйками» и орнаментами. Монохромными остались лишь главки центральной церкви и колокольни. Значение столь яркой окраски куполов исследователи до сих пор не установили. Однако есть версия, что храм Василия Блаженного был задуман как символическое воплощение Небесного Иерусалима — райского города, — чем и объясняется пышная отделка.

Внутреннее убранство Внутри храм оформлен не менее пышно, чем снаружи. В то время кирпич был новым и очень дорогим материалом. Чтобы его сохранить, стены покрывали штукатуркой, а чтобы подчеркнуть богатство храма, сверху наносили роспись с изображением кладки. Сейчас такие фрески можно увидеть в центральном храме и в церкви Александра Свирского.

Фото: shpy Во второй половине XVII столетия на смену скромной побелке приходят яркие растительные орнаменты. Чаще всего художники изображали виноградную лозу и причудливые цветы, рисунок которых, кстати, на стенах собора ни разу не повторяется. Считается, что растительные росписи символизируют райский сад. Сейчас они восстановлены на крыльцах, внешних стенах гульбища и во внутренней галерее.

Как правило, это изображения святых или иллюстрации библейских преданий. Например, в церкви Мучеников Киприана и Иустины сохранились росписи, изображающие сцены из жития этих двух святых, а также на ветхозаветные сюжеты. Росписи в храме Мучеников Киприана и Иустины. Фото: «Manikol.

Тайны собора Василия Блаженного.

Храм Василия Блаженного, который был временно закрыт на фоне режима КТО в Москве, вновь доступен для посещения. Храм Василия Блаженного, официально собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (также Покровский собор, собор Покрова на Рву) — православный храм на Красной площади в Москве, памятник русской архитектуры. Внутри Собора Василия Блаженного: потолок‑калейдоскоп и галереи с видом на Кремль. Практическая информация для посещения собора Василия Блаженного: как доехать, режим работы и стоимость билетов. Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) или главный храм Красной площади и всей Москвы отзыв.

Собор Василия Блаженного или Символ красоты русской души. Часть 1.

Неделю назад побывала в Соборе Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, а проще говоря — Василия Блаженного, блог-тур в котором проводила сама Татьяна Сарачева, директор музея. Над многоцветием фигурных глав восьми церквей храма Василия Блаженного возвышается. В храме Василия Блаженного разместили тактильные модели храма, которые позволят незрячим и слабовидящим посетителям ознакомиться с архитектурными особенностями здания. Так что, стоя рядом с церковью Василия Блаженного, можно понять, где была стена древнего храма. А почему даже на сайте музея написано «Собор Василия блаженного»? Храму Василия Блаженного 12 июля исполнится 462 Sputnik также сообщило, что президент РФ Владимир Путин передал РПЦ икону "Троица" для размещения в Троицком Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого.

Реставрация по-московски. Храм Василия Блаженного и Кремль

Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Кроме того, храм находится на холме, его высотность особенно хорошо видна, если подойти к собору со стороны Москвы-реки. В XVI веке это удивляло ещё больше, ведь Покровский собор был самым высоким строением в Москве — 64 м. Позднее пальму первенства перехватила колокольня Ивана Великого в Кремле. Впоследствии к нему пристроили две нижние церкви — Василия Блаженного и Иоанна Блаженного. Но одновременно с пристройкой церкви Иоанна Блаженного к собору пристроили ещё несколько церквей, так что в конце XVII века в соборе было 20 престолов. При императрице Екатерине II прошёл грандиозный ремонт, всё лишнее от собора отняли, осталось 11 церквей. Кирпич в середине XVI века был дорогим материалом.

Храмы, как правило, из него тогда не строили. Это, кстати, тоже может говорить в пользу того, что архитектором был итальянец. В строительстве собора преобладает кирпич, есть ещё и белый камень. Разноцветным собор изначально тоже не был, он был скорее двухцветным красно-белым. Снаружи и внутри его стены были покрыты росписью, которая имитировала кирпичную кладку. Разноцветие появляется лишь в XVII столетии, когда расписывают растительным и геометрическим узором вновь пристроенные крыльца и галереи снаружи. Внутри тоже появляется растительный орнамент. Скажите, что-то из перечисленного ставило под вопрос дальнейшее существование собора? В летописях мы постоянно читаем, что у Покровского собора «погорели верхи».

Однако это были не те пожары, которые нанесли существенный урон собору. В то же время в 1737 году в Москве произошёл очень сильный пожар, причиной которого стала горящая свеча. У собора тогда даже обрушился купол одной из церквей — эта церковь выгорела, но собор устоял. Далее — уже в 1917 году — большевики обстреливали Кремль, где засели юнкера. Тогда очень сильно пострадала одна из церквей — церковь Входа Господня в Иерусалим. Осколки одного из запущенных снарядов попали в купол, разорвали его покрытие, пробили кирпичный свод и попали внутрь церкви.

Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул. Правды, д.

Барановский отказался это делать, будто бы объявив, что если дойдет до сноса, он покончит с собой. Храм Василия Блаженного и сейчас музей. Правда, по воскресеньям сюда можно прийти на службу если не перекрыта Красная площадь , она совершается в приделе Василия Блаженного - одного из самых почитаемых московских святых. Всего же этих приделов церквей - 11.

С улицы мы различаем их по разноцветным куполам, но немногие бывали внутри храма, под этими невероятными маковками. Только внутри становится понятно, что храм не такой большой, как может показаться. Но при этом здесь можно ходить весь день, глядя на иконы, удивляясь причудливости ходов, продухов, лестниц, арок, росписи и кирпичной кладки. И все это несмотря на холод - в стенах храма немногим теплее, чем на улице.

До и после: Храм Василия Блаженного 100 лет назад и сейчас

Так что, стоя рядом с церковью Василия Блаженного, можно понять, где была стена древнего храма. храм Василия Блаженного одна из самых узнаваемых и красивых московских достопримечательностей, наравне с Кремлём и сталинскими высотками. Никто не говорит собор Василия блаженного, говорят храм Василия блаженного, а так как любая церковь это храм, то никаких противоречий нет. Все церкви Храма Василия Блаженного посвящены Казанскому походу Не все церкви собора имеют связь с этим событием. Храм Василия Блаженного. Вот только на самом деле у него совершенно другое название. Да и кем был этот Василий Блаженный? А в честь какого события в русской истории построили знаменитый храм? храм, увенчанный шатром.

До и после: Храм Василия Блаженного 100 лет назад и сейчас

Всего же престолов храмового комплекса насчитывалось 9. По преданию, объединить их предложил свт. Макарий, духовный наставник молодого царя. Полагают, что ему принадлежит идея собора — существенно шире просто памяти о Казанской войне. Иерусалим Свт. Макарий предложил поставить 7 престолов вокруг главного, но не Троицкого, а Покровского. Получившееся число 8 символизировало полноту времени, наступление Царства Небесного.

Сам же собор становился не только местом молитвы, богослужения: он еще был объектом поклонения, как икона Иерусалима. При этом один из престолов, посвященный Входу Господню в Святой Город — ближайший к Спасским воротам Кремля — стал конечной точкой особого богослужебного действа, которое, по ряду данных, начало регулярно совершаться при свт. Это так называемое «Шествие на осляти». В Вербное Воскресенье митрополит позже — Патриарх совершал путь от Успенского собора Кремля до Покровского, сидя на коне, которого вел под уздцы царь. Множество народа, следуя Евангельскому тексту, постилали по пути дорогие ткани с восклицаниями «Осанна Сыну Давидову! У собора а не внутри, по множеству народа , на Лобном месте служилась литургия.

Так Красная площадь становилась Иерусалимом, Священная история входила с мир, преобразуя души. Впоследствии идея сохранилась, хотя престолов здесь стало больше — появился придел свт. Николая, а с конца XVI в. Интересный факт Первоначально цветовое решение здания соответствовало идее: в нем преобладали белый, красный, золотой на куполах цвета, символизирующие Царство Небесное. Нынешняя многоцветная нарядность появилась значительно позже. Когда произошло освящение Летопись сообщает, что все приделы, кроме центрального, были освящены 14 октября 1559 г.

Время начала богослужений в Покровском храме удалось установить во время реставрации конца 1950-х гг. Тогда под слоями штукатурки нашли надпись, свидетельствующую о том, что Покровский придел освящен 12 июля 1561 г. Архитектор Источники различным образом передают имя создателя или создателей : по одной версии, это Постник Яковлев, по прозванию Барма; по другой — два мастера, Барма и Постник. Такая разноголосица в исторических документах не случайна: строители тех лет не стремились «остаться в истории», приписывая всю славу возведения дома Божия не себе, но Господу — потому так мало известно о них самих. Было ли ослепление Существует предание о том, что мастер или мастера были ослеплены по приказу Ивана Грозного, дабы они не смогли возвести храм более прекрасный, чем Покровский. Однако, рассказ этот у историков вызывает сомнения: он восходит к одному из иностранных дипломатов в Москве, повторяя аналогичные легенды о строителях красивейших соборов Европы.

А имена зодчих Покровского встречаются среди имен создателей других столичных церквей второй половины XVI в. Архитектура и стиль Собор, каким знали его жители столицы XVI в. Иоанна, погребенного близ могилы св.

Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет — с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы. Храм в честь прорицателя Хотя официальное название собора — собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года.

Она стала частью Покровского собора.

До революции единственным приделом, имевшим отопление, был посвященный св. Именно поэтому здесь служили круглый год, тогда как в остальных приделах — только летом. Нынешняя ограда существует с XIX в. Ранее она украшала набережную р.

Неглинки, которая была «спрятана» в трубу, под землю. Что общего у храма Василия Блаженного и Спаса на крови Петербургский храм был построен на месте убийства Александра II, которое произошло в результате заговора революционеров 1 марта 1881 г. Как Покровский, куда переносили престолы церквей на месте казней, он построен «на крови», только… царской. Как знать, не этим вызвана его стилистическая близость к «Василию блаженному»? Ведь «Спас» совсем не типичен для Петербурга, где больше церквей стиля барокко и классицизма.

Превратности судьбы Француз Астольф де Кюстин, побывавший в Москве в 1839 г. Вообразите себе скопище маленьких, разной высоты, башенок, составляющих вместе куст, букет цветов… или, ещё лучше, разноцветный кристалл, ярко сверкающий своими гладкими гранями в солнечных лучах, как бокал богемского или венецианского стекла, как расписной дельфтский фаянс, как лаковый китайский ларец… в узких просветах между нарядными щеголеватыми башенками сияет сизая, розовая, лазурная кровля, такая же гладкая и сверкающая на солнце; эти пёстрые ковры слепят глаза и чаруют воображение». К тому времени собор уже пережил нашествие Наполеона, по преданию, намеревавшегося взорвать «эту мечеть», как он именовал здание, или увезти его во Францию. Сделать не удалось ни того, ни другого — разобрать здание оказалось невозможно, а начавшийся дождь намочил порох, приготовленный для взрыва. Новое время испытаний началось после 1918 г.

Тогда был расстрелян последний настоятель, сщмч. Иоанн Восторгов, приход упразднили, правда, культурная ценность здания была настолько очевидна, что его не разрушили, а передали музею. Реальная опасность нависла над бывшим «русским Иерусалимом» в 1930-е, когда руководство страны озаботилось реконструкцией Красной площади. Возникла идея сноса здания, которое мешало движению автомобилей. О том, почему и на этот раз уничтожить его не удалось, есть две не подтвержденных документально легенды: согласно первой, инициатором сноса был Л.

Каганович, который во время обсуждения «проблемы» убрал макет собора со схемы Красной площади, но был резко остановлен И. Сталиным, сказавшим: «Лазарь! Поставь на место! Барановский, который пригрозил совершить самоубийство, если это будет сделано; некоторые же рассказывают историю о том, что он якобы встал на колени перед партийным начальством. Современная жизнь храма, его статус, проводятся ли богослужения Как все соборы Кремля, он к настоящему времени не принадлежит Церкви.

Здесь — с советских времен филиал Государственного исторического музея. Однако с 1 октября 1991 г. Василию; на второй день после Пасхи; на престольные праздники — но только Покрова Богородицы и блаж. Как купить билеты в музей и сколько они стоят Вне богослужения вход — платный.

Кто строил Покровский собор на Красной площади Возведение памятного храма благословил митрополит Макарий. Возможно, он является автором идеи храма, ведь царь Иван IV Грозный в то время был ещё очень молод. Но утверждать это категорически нельзя, поскольку до нас дошло очень мало письменных источников. На Руси часто случалось так, что, поставив храм, записывали в летописи имя храмоздателя царя, митрополита, знатного человека , а имена строителей забывали. Долгое время считалось, что Покровский собор поставили итальянцы.

Но в конце XIX века обнаружили летопись, из которой стали известны истинные имена строителей собора. Летопись гласит следующее: «Благочестивый царь Иоанн, пришед с победы Казанские в царствующий град Москву, вскорее поставиши церкви каменные близ Фроловских ворот надо рву Фроловские — ныне Спасские ворота и потом дарова ему Бог дву мастеров русских по реклу то есть по имени Постника и Барму и вышепремудрие и удобне таковому чудному делу». Древнейший источник, повествующий о храме Покрова, что на Рву — это Степенная книга царского родословия, написанная под руководством митрополита Афанасия в 1560-63 годах. В ней сказано об обетном строительстве Покровского собора. Не менее важен и Лицевой летописный свод. В нём говорится о закладке собора, его строительстве и освящении. Самый главный, наиболее подробный исторический источник — это житие митрополита Ионы. Житие создано в 1560-1580-е годы. Это единственный источник, где упоминаются имена Постника и Бармы.

Итак, официальная версия на сегодняшний день звучит так: храм Покрова, что на Рву воздвигли русские зодчие Барма и Постник. По неофициальной версии этот собор строили иностранцы, причем неизвестного происхождения. Если раньше упоминались итальянцы, то теперь такая версия подвергается большому сомнению. Без сомнения, приступая к строительству собора, Иван Грозный, призывал опытных зодчих. В XVI веке в Москве работало много иностранцев. Возможно, Барма и Постник учились у тех же итальянских мастеров. Покровский собор на Красной площади. Архитектура Покровский собор — это не одна огромная церковь, как может показаться на первый взгляд, а несколько совершенно самостоятельных церквей. Он состоит из девяти храмов на едином основании.

Главы собора Покрова Богородицы, что на рву В центре возвышается шатровая церковь. Шатровыми храмами на Руси считаются, те, что имеют не сводчатое, а пирамидальное завершение. Вокруг центральной шатровой церкви располагаются восемь малых церквей с большими красивыми куполами. Именно с этого собора начал складываться ансамбль Красной площади, к которому мы привыкли сейчас. Завершения кремлёвских башен были надстроены в XVII веке, их надстраивали с оглядкой на Покровский собор. Шатёр на Царской башне-беседке слева от Спасской башни повторяет шатровые крыльца собора. Южное крыльцо Покровского собора с шатром Царская башня Московского Кремля расположена напротив Покровского собора Восемь церквей окружают центральный шатровый храм. Четыре церкви большие и четыре малые. Церковь святой Троицы — восточная.

Церковь св. Николы Великорецкого — южная.. Церковь Варлаама Хутынского — юго-западная. Церковь Входа Господня в Иерусалим — западная. Церковь Григория Армянского — северо-западная. Церковь Киприана и Иустины — северная. Церковь Василия Блаженного, позади её — церковь Трёх Патриархов Константинопольских — северо-восточная. Четыре большие церкви сориентированы по сторонам света. Северный храм выходит на Красную площадь, южный — на Москва-реку, западный — на Кремль.

Большая часть церквей была посвящена церковным праздникам, дни празднования которых приходились на наиболее важные события Казанского похода. Служба в восьми боковых церквях шла только по одному разу в год — в день престольного праздника. В центральной церкви служили с Троицына дня до её престольного праздника — 1 октября. Поскольку Казанский поход приходился на летнее время, то и все церковные праздники также пришлись на лето. Все церкви Покровского собора строились как летние, холодные. Зимой их не отапливали и службы в них не велись. Вначале собор был опоясан открытой галереей. Вокруг всех восьми церквей по второму этажу идёт пояс окошечек. В древности галерея была открытой, перекрытий над ней не было, наверх вели открытые лестничные сходы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий